Полевая игра
«Бульварное чтиво»
8-10 июля 2005 г., Ленинградская область

   
Бульварное чтиво :: Восточный блок

Мастер-координатор по Восточному блоку: Йорик


Три цзиня лапши
Восток на ролевой игре «Бульварное чтиво»

 

«Я подумал, что если мы ищем дорогу домой и не можем её найти, то, может быть, нам стоит начать искать дорогу в какое-нибудь другое место, и тогда мы найдём дорогу домой».

Винни-Пух

Цзинь первый

Есть замечательная байка о человеке, который больше всего в своей жизни мечтал попасть в Париж. Этот человек знал о Париже всё: где какая улица, кто из известных людей жил в том или ином доме и прочее. И вот однажды волею судьбы ему удалось таки попасть в столицу Франции. Сходит он с трапа самолёта в аэропорту Шарля де Голля, идёт первым делом на Монмартр, потом к Собору Парижской Богоматери, потом на Елисейские поля. И вдруг понимает, что всё это не то. И Монмартр не тот, и Сорбонна не та, и французы какие-то не те. И, вообще, всё не то.

Мы вспомнили этот далёкий, казалось бы, от нашего восточного дела анекдот для того, чтобы наглядно продемонстрировать проблему, с которой сталкивается всякий мастер, задумывающий игру по Японии или Китаю. Всё далёкое и экзотическое кажется нам совершенным. Но когда мы сталкиваемся с предметом своего обожания вплотную, романтические грёзы моментально улетучиваются, и становится понятно, что «там такое же синее небо» («несправедливости» - добавили бы к тексту Никольского буйные даосы II века, устроившие первую в истории человечества коммунистическую революцию – восстание «жёлтых повязок»).

Но не волнуйтесь. Мы не будем играть в настоящий Восток. Мы будем играть в Восток нашей мечты. Тот Восток, который мы узнали и полюбили после того, как в 1989 году в передаче «Клуб путешественников» был показан фильм «Боевые искусства Шао-Линя». Тот Восток, где крутые пацаны молотят друг друга ногами и кричат «кийя». Тот Восток, где катана всегда остра, а добро побеждает зло.

Наш Восток попсов, можно даже сказать, лубочен. Самураи, шао-линьские монахи, гейши, кун-фу, карате, сумо, сакэ, суши, ниндзя, якудза, караоке, улитка, ползущая по склону Фудзиямы и прочая дешёвая экзотика, обыкновенно вывешиваемая на туристических открытках и рекламных плакатах, – вот что такое наш Восток. Это как если бы какого-нибудь Джона или Карла спросили: «Как вы себе представляете Россию?» - и он ответил бы: «Водка, икра, медведи и Достоевский».

Символом этой подчёркнутой восточной гипертрофированности в нашей игре будет быстрорастворимая лапша. Да, да, та самая китайская лапша, более известная у нас как «бомж-пакеты». Именно по усиленному употреблению бомж-пакетов на нашей игре можно определить истинного японца или китайца. Американцы и англичане лапшу на дух не переносят. Иными словами, лапша на Востоке такая же квазирелигия, как в Америке – кетчуп, а в Европе – майонез. Поглощать её нужно, конечно же, при помощи палочек или, в крайнем случае, двух карандашей (как это делал Джеки Чан в фильме «Полицейская история»).

Звучит всё это, несомненно, весьма странно, и вы имеете полное право возмутиться, что это, мол, за фуфло? Тем не менее, мы берёмся доказать, что в быстрорастворимой лапше заключён глубокий дзэн-буддийский смысл.

Хорошо известно, что когда одного из буддийских наставников спросили: «Что такое Будда?» - он ответил: «Три цзиня льна». Быстрорастворимая лапша похожа на лён. Следовательно, Будда – это три цзиня быстрорастворимой лапши.

Если вы пробудились, прочитав этот коан, дальше можете не читать.

Цзинь второй

Есть два подхода к деланию ролевых игр: реалистический и мифологический. В данном случае мы применяем последний, т. е. делаем упор не на «историческую достоверность», а на воссоздание некоей пра-сущности игрового мира, его архетипической структуры, его культурологических и антропологических корней. Наша главная задача – воспроизведение эстетической мифологемы, лежащей в основе творчества Тарантино и Такеши Китано.

Так, название фильма Такеши Китано «Фейерверк», получившего в 1997 году главный приз Венецианского кинофестиваля, на самом деле состоит из двух иероглифов. Написанные по отдельности, они означают «цветы» (hana) и «огонь» (bi). Цветы – символ жизни и любви. Огонь – символ жестокости и насильственной смерти. История бывшего полицейского Ниши, рассказанная в фильме, являет собой прямое воплощение этого дуализма. С одной стороны – нежная любовь к больной раком жене, с другой – скупая и жестокая расправа над якудза, одолжившими ему денег.

Та же символика жизни и смерти прослеживается и в фильмах Тарантино. Во втором томе «Убить Билла» четырёхлетняя дочь Билла и Беатрис Кидо наступает ногой на аквариумную рыбку. «Идеальная аллегория жизни и смерти, – говорит Билл. – Не правда ли? Рыбка, прыгающая на ковре и рыбка, не прыгающая на ковре».

В общей системе игры Восток можно выделить в особый, мифологический план. Инь и Ян, мужское и женское начала, осмысляемые так же, как свет и тень, мягкость и твёрдость, небо и земля, жизнь и смерть, – вот основной мифологический архетип всей нашей игры. Не случайно знак Великого Предела (классическое изображение Инь-Ян в виде двух взаимообращающихся рыбок, чёрной и белой) вытатуирован на руке Микки Нокса. Микки и Мэлори Нокс сами по себе являются выражением принципа Великого Предела. Они как прирождённые убийцы, так и прирождённые любовники.

От того, каким образом будут развиваться игровые действия на Востоке, зависит равновесие Инь и Ян. Нарушение равновесия может привести к трагическим последствиям для всего игрового мира. На практике это будет выглядеть следующим образом. На автомобильных дорогах во всех локациях будет установлен специальный дорожный знак в виде символа Великого Предела. Если вы вдруг увидите его перечёркнутым жирной красной полосой, знайте – на Востоке произошло что-то страшное. Если вы увидели такой перечёркнутый знак, вы просто обязаны поругаться с парнем или девушкой, в которую влюблены по роли. Вообще, поругайтесь с первым попавшимся вам на дороге лицом противоположного пола и продолжайте этим заниматься до тех пор, пока жирная красная полоса не исчезнет. Короче говоря, всякая любовь-морковь при наличии жирной красной полосы невозможна.

Все микролокации на Востоке подбираются в соответствии с принципом Великого Предела, причём Инь представляет собой в основном японскую часть, а Ян – китайскую (хотя полного совпадения здесь нет и быть не может – и «мужские», и «женские» элементы имеют место быть и в той, и в другой культуре). Т. е. на каждую японскую микролокацию есть своя китайская микролокация, но как бы противоположного цвета и значения.

Япония
Китай
Якудза (клан «88 бешеных»)
Триада (семья Вонг)
Средняя школа для девочек
Монастырь Шао-Линь
Бар «Голубые листья»
Ресторан «Золотые коренья»

Если на полигоне будет небольшой ручеёк, мы разделим японские и китайские микролокации по этому ручейку с перекинутым «бамбуковым» подвесным мостом – классическим местом разборок во многих китайских боевиках («Дети Шао-Линя», «Пуленепробиваемый монах»).

Цзинь третий

«Форма есть пустота, пустота и есть форма. Нет формы помимо пустоты, нет пустоты помимо формы. Так же и чувства, различающие мысли, энергии и сознание, пусты», – гласит известная буддийская Сутра Сердца. Можно сказать, что эта формулировка выражает ключевую идею всей нашей игры. В нашей игре нет смысла, нет идеи, - мы много раз повторяли это вслед за Тарантино, - и в этом-то отсутствии смысла и идеи заключаются глубочайшие смысл и идея из всех, когда-либо доступных пониманию человечества. По сути дела, мы выстраиваем игровой мир в полном соответствии с дзэн-буддийскими канонами. Конечная сверхзадача для всякого игрока, по крайней мере, «восточника», состоит именно в осознании тождественности пустоты и полноты игровой реальности, в осознании на глубинном, невербальном, нерациональном, а интуитивном уровне.

Короче говоря, смысл нашей игры в просветлении (дзэн). Тут необходимо сразу провести различие между просветлением и популярным среди ролевиков понятием катарсиса. По Аристотелю, катарсис – эффект страсти, зритель испытывает катарсис в момент наивысшего душевного накала, сочувствуя увиденному на сцене. Дзэн же обретается, напротив, в момент максимального освобождения от страстей. Катарсис закономерен, дзэн же являет собой нечто абсурдное, могущее настигнуть тебя в момент, когда ты расслабишься, и менее всего будешь думать о каких-то трансцендентных вещах. С точки зрения дзэн-буддизма монах, спящий на лавке, более приближен к дзэн, чем монах, постоянно медитирующий.

Приведём пример, причём пример конкретно тарантиновский. Джулс Винфилд, ошарашенный тем, что шесть пуль, выпущенных с расстояния в несколько метров, пролетают мимо, в то время как другая пуля ни с того, ни с сего вылетает из пистолета Винсента Вега, раскидывая мозги Марвина по заднему стеклу и сиденью автомобиля, сообщает Винсенту о своём желании завязать с бандитствованием. «Навсегда?» - спрашивает Винсент. – «Совершенно верно». – «Ну и что ты будешь делать?» - «Ну, во-первых, я отвезу дипломат Марселлесу. А потом, наверное, я пойду по земле, как герой Кейн в фильме «Кун-фу». Пойду с места на место, буду встречаться с людьми, попадать в различные приключения». – «Значит, ты решил стать бродягой… Позволь мне у тебя спросить. Когда ты принял это решение? Когда сидел здесь и ел эту сдобную булочку?» - «Да, я сидел здесь, ел свою сдобную булочку, пил свой кофе и прокручивал этот случай в голове. А потом случилось то, что алкоголики называют просветлением».

Однако такая «рандомность», нелогичность дзэн абсолютно не означает того, что для обретения просветления можно позволить душе лениться. Напротив, согласно шао-линьскому уставу, день без работы (причём не только душевной, но и грубой физической работы) – потерянная вечность. Для того чтобы вернуться к изначальной природе (бэньсин), необходимо пройти долгий и трудный путь, начинающийся, согласно популярной китайской пословице, с первого шага.

Такой шаг носит название пробуждения (сатори). Исходная (и заключительная) мизансцена игры одинакова для всех восточных персонажей – они просто сидят и смотрят на фейерверк. Фейерверк – это поэтический образ просветления. От того, как вы будете в первое мгновение игры смотреть на фейерверк, будет зависеть вся дальнейшая судьба вашего персонажа. Если это будет просто фейерверк (как для Винсента Вега случай с пролетевшими мимо пулями – всего лишь случайность), скорее всего, ум вашего персонажа навсегда погрузится в мирскую тьму, он сопьётся, свяжется с якудза и, в конце концов, будет бесславно зарублен. Если же вы почувствуете (как Джулс) за огненными цветами Чистую Землю Будды, вас ждёт путь благородного самурая.

 

Приложение: фильмография

  • «Убить Билла», том 1-2, режиссёр Квентин Тарантино, 2003 – 2004. В ролях: Ума Турман, Дэвид Кэррадайн, Люси Лиу, Майкл Мэдсен, Дэрил Ханна.
  • «Убийца сёгуна», режиссёр Кенджи Мисуми, 1980. В ролях: Томисабуро Вакаяма, Масагиро Томикава.
  • «Жестокий полицейский», режиссёр Такеши Китано, 1989. В ролях: Такеши Китано, Макото Ашикава, Маико Каваками, Широ Сано.
  • «Точка кипения», режиссёр Такеши Китано, 1990. В ролях: Такеши Китано, Масашико Оно, Юрика Исида, Такашито Игучи.
  • «Фейерверк», режиссёр Такеши Китано, 1997. В ролях: Такеши Китано, Кайоко Кашимото, Рен Огуси, Сусуму Тераджима.
  • «Кикудзиро», режиссёр Такеши Китано, 1999. В ролях: Такеши Китано, Раккио Иде, Грейт Гидайю, Кайоко Кашимото и другие.
  • «Брат», режиссёр Такеши Китано, 2000. В ролях: Такеши Китано, Омар Эппс, Клод Маки, Масая Като.
  • «Куклы», режиссёр Такеши Китано, 2002. В ролях: Михо Канно, Хидетоси Нишиджима, Татсуйя Михаши, Чиеко Мацубара, Киоко Фукада, Цутому Такешиге.
  • «Затоичи», режиссёр Такеши Китано, 2003. В ролях: Такеши Китано, Таданобу Асано, Ю Натсукава.
  • «Пятеро», режиссёр Такаси Исии, 1995. В ролях: Такеши Китано, Наото Такенака, Джинпаши Незу, Кандзи Тцуда.
  • «Королевская битва», режиссёр Кенджи Фукасаку, 2000. В ролях: Такеши Китано, Фудживара Татсуйя, Маэда Аки, Ямамото Таро.
  • «Кладбище чести», режиссёр Такаси Миике, 2002. В ролях: Нарими Аримори, Йосиюки Дайте, Хиротаро Хонда, Харуми Иное.
  • «Кулак ярости», режиссёр Ло Вей, 1972. В ролях: Брюс Ли, Джеймс Тьен, Мария Йи, Нора Мяо.
  • «Путь дракона», режиссёр Брюс Ли, 1972. В ролях: Брюс Ли, Нора Мяо, Чак Норрис.
  • «Игра смерти», режиссёр Брюс Ли, 1978. В главной роли Брюс Ли.
  • «Храм Шао-Линь», режиссёр Ченг Кам Йинг, 1982. В ролях: Джет Ли, Ю Хаи, Ю Синг-Вай, Тинг Нам.
  • «Дети Шао-Линя», режиссёр Ченг Кам Йинг, 1984. В ролях: Джет Ли, Вонг Чау-Ин, Ю Хаи.
  • «Боевые искусства Шао-Линя», режиссёр Лиу Чиа-Лянг, 1986. В ролях: Джет Ли, Лиу Чиа-Лянг, Ю Хаи, Ю Ченг Вай, Вонг Чоу Ин.
  • «Однажды в Китае», режиссёр Цуй Харк, 1991. В ролях: Джет Ли, Бьяо Юэнь, Розамунд Кван, Кен Ченг, Джеки Ченг.
  • «Герой», режиссёр Чжан Имоу, 2003. В главных ролях Джет Ли, Жанг Жи, Мэгги Чун, Тони Ленг Чиу Вай, Даоминг Чен, Донни Йен.
  • «Дом летающих кинжалов», режиссёр Чжан Имоу, 2004. В главных ролях: Жанг Жи, Такеши Канеширо, Энди Лау.
  • «Наёмный убийца», режиссёр Джон Ву, 1989. В главных ролях: Чоу Юн-Фат, Дэнни Ли, Салли Йе.
  • «Круто сваренные», режиссёр Джон Ву, 1992. В главных ролях: Чоу Юн-Фат, Тони Ленг, Энтони Вонг, Джон Ву.
  • «Пуленепробиваемый монах», режиссёр Пол Хантер, 2003. В ролях: Чоу Юн-Фат, Шон Уильям Скотт.
  • «Пьяный мастер», режиссёр Йен Ву Пинг, 1983. В главной роли Джеки Чан.
  • «Полицейская история 1-2», режиссёр Джеки Чан, 1988. В ролях: Джеки Чан, Мэгги Чун, Дэннис Чан, Джон Чун, Карина Лау.
  • «Эффект близнецов», режиссёр Данте Лам, 2003. В ролях: Экин Ченг, Эдисон Чен, Чарлин Чой, Джиллиан Чунг, Джеки Чан.
  • «Азуми», режиссёр Риу Катамура, 2003. В ролях: Йошио Харада, Масато Ибу, Айя Окамото, Так Сакагучи, Хидео Сакаки, Наото Такенака.
  • «Красавица-воин Сейлор Мун» (аниме), студия «Toei», 1992 – 1997.
  • «Кайт» (аниме), режиссёр Умэтсу Ясуоми, 2003.
  • «Меццо-форте» (аниме), режиссёр Умэтсу Ясуоми, 2004.
 
После игры:
 
 
 
 
 
 
Общая информация:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Регионы:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Прочее:
 
 
 
 
Designed by Krom & scrackan, Administrator - scrackan